КОСМИЧЕСКИЕ
МОТИВЫ
СТАНЦИИ «ПРОСПЕКТ ГАГАРИНА»
«ПРОСПЕКТ Гагарина» — конечная станция на втором
участке куйбышевского метрополитена, по которому
намечается пустить поезда в 1990 году. Она
спроектирована одновременно и как пересадочная с
линии «Юнгородок — Площадь Революции» на другую,
ведущую в новый крупный микрорайон — Самарское
Заречье.
...Четыре лестничных входа, расположенных по
сторонам проспекта Гагарина неподалеку от остановки
транспорта «Клиническая больница», ведут в подземный
переход. При дальнейшем развитии метро он станет
частью пересадочного узла. Минуем автоматические
турникеты и выйдем в отделанный мрамором вестибюль.
Отсюда эскалатор доставит нас на платформу.
Само название станции предопределило тему ее
художественного оформления — выход человека в
космос. Своеобразные конструктивные элементы,
использование нет радициоиных отделочных материалов,
вплетение космической символики создает определенный
эмоциональный настрой. Путевые стены, облицованные
керамикой с переходами от белого до глубоко синего,
воспринимаются как окна в межпланетный мир с
галактиками, туманностями, россыпью звезд. Перед
авторами проекта архитекторами Ю. И. Мусатовым и А.
Н. Паниным стояла непростая задача. И они успешно ее
решили, остановив свой выбор на технике керамики и
придав ей интересное развитие. Открывшаяся взгляду
«космическая перспектива» замыкается сверху белой
потолочной лентой. Цокольная облицовка из черного
полированного гранита месторождения Габбро
ограничивает снизу своеобразные «окна в космос».
Колонны станции, вы полненные из белого саянского
мрамора, напоминают двигатели космических аппаратов.
Глубоко прорезанные каннелюры отделаны полосами
нержавеющей стали и завершаются пакетами
металлических раструбов-дюз. Светильники, помещенные
в них, бросают яркие пучки света — словно факелы
символических двигателей. Центральную часть
подвесного потолка подсвечивают люстры,
расположенные за боковыми гранями балок. Комплексная
система освещения создает особый эффект, как бы
отодвигая ввысь и без того приподнятый потолок
станции, зрительно увеличивал ее объем. Необычность
конструкции подчеркивают и цилиндрические потолочные
кессоны, полуприкрытые масками, из-за которых льется
мягкий свет.
По контрасту с космической стилизацией станции пол
платформы выстелен плитами полированного гранита
«земного» коричнево-красного цвета, отделанного
белыми мраморными полосами. Образ первого космонавта
Земли, чье имя носит станция, находит свое отражение
в скульптурных барельефах на тему освоения космоса,
Рельефные панно из металла выполнены куйбышевским
скульптором А. С. Головинным.
Работая над проектом, архитекторы существенно
изменили первоначальный вариант, согласован
внесенные изменения с головным институтом
«Горьковметропроект». И видимо, отдельные элементы и
дальнейшем будут совершенствоваться.
Повышенное внимание к оформлению этой станции
понятно. Космическая тема волнует всех. Но здесь
есть и еще одно обстоятельство: первый космонавт
Земли Юрий Гагарин стал вскоре после полета гостем
нашего города.
Работу над первоначальным проектом продолжают не
только архитекторы. Напомню, что станция «Проспект
Гагарина» задумана как пересадочный узел с одной
линии метро на другую. Проект строительства такой
сложной станции может иметь несколько вариантов.
Метростроители Куйбышева разработали и предложили
свой, который, по сравнению с первоначальным,
позволит более компактно разместить весь комплекс
станционных помещений, уменьшить объем земляных
работ и, в результате, значительно ускорить
сооружение станции. Длина котлована, по новому
проекту, становится короче на 60 метров. При этом
отпадает необходимость переносить большое количество
инженерных сетей, перекрывать улицу Революционную и
делать транспортный объезд, как на станции «Победа».
Оценивая экономический эффект этого предложения, в
техническом отделе управления «Куйбышевметрострой»
считают, что оно сократит срок сооружения станции
примерно на год. Это крайне важно, особенно если
учесть, что земляные работы на станции по разным
причинам затянулись.
Е. Макаров
Газета "Волжская заря",
7 сентября 1988 г.