СТРОГАЯ
КРАСОТА
ТАМ, где улица Победы, делая плавный поворот,
переходит в проспект Гагарина, на пересечении с
улицей Запорожской строится первая станция второго
пускового участка метро, который должен быть введен
в эксплуатацию в 1990 году.
Перенесемся мысленно в это не очень отдаленное время
и совершим экскурсию на станцию «Советская».
За перекрестком, где проспект Гагарина проходит
между парком и новым сквером, неподалеку от кафе, по
сторонам улицы четыре входа. Войдем в один из них,
спустимся в подземный переход, пройдем
автоматические турникеты и окажемся в вестибюле
станции.
Широкая лестница из серого гранита ведет нас на
платформу. Глазу открывается торжественная,
праздничная перспектива перронного зала.
Беломраморная облицовка чередующихся колонн,
переходящая на потолочные балки, создает объемную
систему строгих порталов, эффектно выделяющихся на
фоне красновато-розового мрамора путевых стен.
Потолок в центральной части зала приподнят. Из
больших золотистых шаров-светильников, размещенных в
плотно сомкнутых потолочных углублениях, льется
мягкий свет, усиливая впечатление высоты, простора.
Полосы из белого мрамора, разделяющие
нейтрально-серое поле полированного гранитного пола,
подчеркивают чередование мраморных порталов. Над
темно-серым гранитом цокольной части путевых стен по
красновато-розовому мрамору между строгими надписями
«Советская», отлитыми из нержавеющей стали,
— художественные тематические вставки из
разноцветной флорентийской мозаики. Разработанные
художником и скульптором В. Д. Герасимовым
инкрустации кусочками полированного мрамора создают
эффект плавного перетекания. Словно картины
своеобразной «мраморной живописи» расцвечивают
путевые стены яркими мазками.
Авторы проекта станции — архитекторы Ю. И. Мусатов и
А. И. Панин стремились создать впечатление строгой
торжественности, величия и вместе с тем добиться
праздничного настроения. Этому соответствует и весь
типично русский национальный праздничный колорит
художественного оформления: традиционное сочетание
цветов белого, красного и золотистого.
— Мы стремились к тому, чтобы станции Куйбышевского
метрополитена не только отличались друг от друга, но
каждая обладала своим особенным художественным
образом, навеянным историей, жизнью и архитектурой
нашего города, - заметил в беседе Ю. И. Мусатов.
Пришлось много поработать, внести изменения в
первоначальный проект оформления. На фото, сделанном
с последнего планшета, можно найти некоторые
расхождения с окончательным вариантом. В прошлом
году технический проект станции «Советская» был
скорректирован вместе с головной проектной
организацией, институтом «Горьковметропроект»,
изменения отражены в рабочих чертежах.
Сегодня еще рано говорить об отделке.
Строительно-монтажные работы только начинаются. На
станции отрыт лишь сравнительно небольшой котлован,
так называемая монтажная камера, где собирались
проходческие щиты для сооружения тоннелей в
направлении станции «Спортивная». Сейчас проходчики
управления № 157 Главтоннельметростроя начинают
монтаж санузлов и вентсбойки — технических помещений
станции.
Е. Макаров
Фото К. Олегова
Газета "Волжская заря",
7 мая 1988 г.