ПОЙДУТ
РАНЬШЕ ГОЛУБЫЕ ЭКСПРЕССЫ,
если
предприятия и организации области улучшат помощь
метростроителям
СТРОИТЕЛЬСТВО метро в Куйбышеве не случайна
называют главной стройкой города. Ввод его в строй
разгрузит наземный пассажирский транспорт, сделает
близкими отдаленные районы, значительно повысит
культуру транспортного обслуживания горожан. Для
коллектива управления «Куйбышевметрострой»
сооружение метрополитена — дело большой
государственной важности.
За пять лет с момента начала работ метростроители
разработали 727 тысяч кубометров грунта, уложили и
смонтировали 42.3 тысячи кубометров бетона и
железобетона. За это время пройдено более чем пять
километров перегонных тоннелей и смонтированы три
станции, находящиеся сейчас в достаточно высокой
степени готовности. На одной из них — «Кировской»,
находящейся за железной дорогой в районе Юнгородка,
начались отделочные работы. А по тоннелям можно
пройти пешком от этой станции до улицы XXII
партсъезда.
Сегодня строительство развернуто на пяти станциях и
четырех перегонах пускового участка. Идет щитовая
проходка последнего отсека тоннеля Кировская —
Безымянка и двух тоннелей от станции «Советская» до
станции «Спортивная». Открытым способом сооружается
перегон Победа — Советская. Наш коллектив постоянно
наращивает темпы строительства, многое делает, чтобы
быстрое приблизить тот день, когда по линии нового
метрополитена пройдет первый поезд.
По итогам восьми месяцев управление значительно
перевыполнило план строительно-монтажных работ,
освоив собственными силами более 6,5 миллиона
рублей. В коллективе метростроителей развернуто
соревнование между подразделениями, участками,
бригадами и звеньями за достижение лучших
показателей в работе. Три квартала подряд его
победителями являются тоннельный отряд № 35, который
возглавляет опытный метростроитель С. В. Русов,
участок № 6 и бригада Ю. С. Султангареева.
Коллективы участков встали на трудовую вахту «XXVII
съезду КПСС — 27 ударных декад».
ВПЕРЕДИ нас ждет еще большой объем работ. Как
показывает опыт строительства метрополитенов в
других городах, в них должны участвовать все
городские организации. Любой метрополитен уникален,
поскольку сооружается всякий раз в своих особых
гидрогеологических условиях. Что требует изменения
технологии строительства, особого набора
строительной техники, оборудования и
металлоконструкций. Такое трудно предвидеть заранее,
и без размещения разнообразных заказов на городских
предприятиях, помощи людьми и материалами тут не
обойтись.
Ежегодно партийные и советские органы области и
города разрабатывают мероприятия с целью ускорения
строительства метрополитена. В их выполнении
участвуют десятки предприятий и организаций.
Доброе слово можно сказать сейчас о предприятиях г.
Тольятти. «АвтоВАЗ» поставил нам все заказанные
формы, «Волгоцеммаш» передал первую партию чугунных
тюбингов, часть из них ужо смонтирована в тоннеле
под железной дорогой, «Куйбышевэнергостройпром»
безотказно изготавливает железобетонные конструкции.
На объектах метро работают сегодня восемь
предприятий Промышленного района. Район за восемь
месяцев справился с более чем половиной своего
объема строительно-монтажных работ — на сумму почти
120 тысяч рублей. Коллектив объединения им. М. В.
Фрунзе проделал большую работу по установке
закладных деталей в тоннелях и защите гидроизоляции
на перегоне Кировская — Безымянка.
Карбидно-кислородный завод обеспечивает все наши
заявки на пропан и кислород.
К сожалению, не отличается подобной активностью
завод имени Тарасова, который затягивает с поставкой
запасных частей для нашей строительной техники.
Коллективы предприятий Кировского района значительно
задержали нам работы на станции «Кировская». Эта
станция — одна из самых красивых в первой очереди
метро. Красота интерьера достигнута за счет
индивидуального проектного решения, требующего
специальной оснастки и большого количества
монолитного бетона. Это создало для нас
дополнительные трудности. Нужно было удвоить усилия,
чтобы в сложных условиях не нарушить графика работ.
Но, увы, очень нужную оснастку для изготовления
стеновых блоков район передал нам не в начале года,
а в мае, хотя документация на се изготовление
имелась еще в прошлом году. В результате вестибюль
до сих пор стоит без стен, работы ведутся лишь на
внутренних конструкциях.
Пассивную позицию в выполнении решений облисполкома
занимает штаб по строительству метрополитена
Советского района. Из-за его нетребовательности и
бесконтрольности предприятия долго раскачивались и
упустили время. За восемь месяцев они выполнили
строительно-монтажных работ всего на 8 тысяч рублей,
почти в 25 раз(!) меньше запланированного. Причем,
помощь метростроителям оказывают пока только
станкостроительное объединение и 9-й ГПЗ. Заводы
аэродромного оборудования и «Строммашина», приняв
заказы на изготовление металлоконструкций и
оборудования, ничего нам до сих пор не передали.
Подобным образом ведут себя и предприятия
Октябрьского района. Объединение «Завод имени
Масленникова», например, прислало своих
представителей ознакомиться с площадкой, которую мы
подготовили ему для строительства душевого комбината
на станции «Проспект Гагарина» и выставил новую
«порцию» формальных условий тоннельному отряду № 35.
Будет ли он заниматься строительством комбината в
этом году, уверенности нет. А вот монтажная камера
для проходческих щитов сооружается. Через несколько
месяцев два щита пойдут от станции «Проспект
Гагарина» до станции «Спортивная». Грунты здесь
обводненные, забой будет очень сырым. Организовать
круглосуточную работу проходчиков зимой бездушевого
комбината отряд не сможет.
В процессе согласования объема работ с
предприятиями, участвующими в выполнении
дополнительных заданий, от их руководителей
доводилось слышать, что эти задания даются слишком
поздно, когда год уже начался и планы предприятий
сверстаны. В этой связи возникает необходимость
готовить мероприятия по ускорению строительства
метрополитена до начала очередного года, учитывая
возможности предприятий и организаций. И было бы
неплохо внести предложения по оказанию помощи
метростроителям в социалистические обязательства
районов.
НЕВНЕСЛА пока весомого вклада в строительство
метрополитена и городская комсомольская организация
Третий год Куйбышевский горком ВЛКСМ принимает
решения о шефстве над объектами строительства метро.
Проводились отдельные субботники, отработаны
кое-какие человеко-дни, но настоящего дела нет.
В этом году по предложению комитета ВЛКСМ «Куйбышевметростроя»
горком ВЛКСМ своим решением закрепил за участками
строительства метро райкомы и вузы. Мы рассчитывали,
что комсомольские работники «протопчут дорожки» на
участки, познакомятся с людьми и их делами, обсудят
формы помощи. Но этого ни произошло.
Пример комсомольцам в этом отношении следовало бы
взять с ветеранов труда. Так, совет ветеранов
Четвертого ГПЗ взял шефство над строительством
станции «Спортивная», и убеленные сединой люди
постоянно приходят сейчас сюда, чтобы оказать
строителям посильную помощь. Больше того, когда
потребовала обстановка, совет обратился на
ленинградский завод «Лентрублит» с просьбой ускорить
поставку тюбингов для проходки тоннеля под железной
дорогой. Это сыграло свою роль. Срыва в поставках не
было. Заместитель председателя совета ветеранов В.
Ф. Климашин, по инициативе которого все это делается
стал добрым гостем в управлении и парткоме «Куйбышевметростроя».
Это образец заинтересованного отношения к нуждам
метростроителей. Если мы хотим, чтобы в Куйбышеве
как можно быстрее помчались голубые экспрессы метро
(а это желание есть у каждого), такие отношение
между строителями и всеми коллективами предприятий и
организаций области, участвующих в главной стройке
города, должны стать нормой.
Л.
Сазонов.
Секретарь парткома управления
строительства "Куйбышевметрострой"
Газета "Волжская коммуна", 13 сентября 1985 г.