Строятся
метрополитены Поволожья
(вырезка из статьи)
В 1980 г. Горметрострою было поручено развертывание
работ по строительству I очереди метрополитена в
Куйбышеве.
Линия длиной 17,3 км с 13 станциями должна
обеспечить транспортную связь исторически
сложившегося административно-культурного и торгового
центра города с крупным промышленным районом на
Юго-Востоке.
Здесь, как и в Горьком, основное строительство
начато в первую очередь с объектов пускового
комплекса. По первоначальным проработкам в него
должны войти: участок линии «Проспект Гагарина» —
«Кировская» протяженностью 7,9 км с шестью
станциями, электродепо и инженерный корпус.
Силами Тоннельного отряда № 30 и СМУ № 3
Горметростроя на этом участке выполнен значительный
объем работ.
На станции «Кировская», возводимой открытым способом
в котловане со свайным креплением, при помощи
передвижной опалубки сооружается монолитный
железобетонный свод платформенного участка, начат
монтаж конструкций одного из вестибюлей.
Станция «Безымянка» колонного типа из сборных
железобетонных типовых элементов. Здесь в основном
выполнены свайные работы, разработан грунт под
вентсбойку и понизительную подстанцию, ведется
устройство бетонной подготовки основания. С
противоположной стороны станции произведена выемка
грунта, выполнено монолитное основание под монтаж
щита для сооружения правого перегонного тоннеля в
направлении к станции «Победа». Принято решение
проходить его щитовыми комплексами ТЩБ-7 с
возведением монолитно-прессованной бетонной обделки.
С этой целью из Горького в Куйбышев Горметростроем
передан такой комплекс. Второй будет направлен сюда
после необходимого ремонта и реконструкции,
выполняемых Московским механическим заводом
Главтоннельметрострой.
Перегон «Безымянка» — «Кировская» имеет участки
закрытого и открытого способов работ в котловане с
откосами и со свайным креплением. Под
железнодорожными путями тоннели будут проходить
методом продавливания чугунной обделки. На этом
перегоне двумя забоями уже пройдено более 700 м
тоннелей со сборной железобетонной обделкой.
Сооружение левого осуществляется немеханизированным
щитом, на правом тоннеле проходка ведется агрегатом
ЩН-1Э, оборудованным одним экскаваторным рабочим
органом. На щите намечается опытное внедрение
торового кольца для первичного нагнетания за
обделку.
На участке открытого способа тоннели сооружаются из
сборных железобетонных конструкций.
Следует отметить, что при своевременном выносе
коммуникаций из зоны строительства и представлении
строительных площадок, а также решении вопроса об
изготовлении и поставке сборных железобетонных
конструкций и товарного бетона заводами города и
области в необходимых количествах темпы
строительства и объемы выполненных работ на
сооружении Куйбышевского метрополитена могли быть
значительно выше.
В поселке Смышляевка Куйбышевской области
Горметрострой ведет строительство завода по ремонту
горнопроходческого оборудования
Главтоннельметростроя. Здесь возводятся: главный и
кузнечно-термический корпуса, административный
блок, материальный склад и склад реагентов, столовая
на 530 мест, котельная, пожарное депо, очистные
сооружения, ведется прокладка инженерных
коммуникаций и подъездных железнодорожных путей.
В 1986 г. Куйбышев будет отмечать свое 400-летие. От
того, как метростроители справятся со своими
задачами в оставшиеся три года 11-й пятилетки,
зависит, какими трудовыми успехами они встретят
знаменательный юбилей города.
Д. Иванов, В. Арбатский
Журнал "Метрострой" №1, февраль 1983 г.